Семиченко В.А.
Проблемы мотивации поведения и деятельности человека. Модульный курс психологии. Модуль "Направленность":лекции, практ. занятия, задания для самостоятельной работы.– К.:Миллениум, 2004.– 521с


СОДЕРЖАНИЕ
Вступление........... 3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ................................. 4
Направленность как компонент психической жизни человека................. 4
Структура направленности   6
Параметры направленности   ..................................................... 8
Понятие о потребностях в психологии    ..... 12
Потребностное состояние  . 16
Основные теоретические подходы к проблеме потребностей........................ 19
Классификация потребностей   ................................................ 25
Мотивы   ............. 33
Функции мотивации   .......... 40
Особенности мотивационной сферы  ....................................... 41
Строение мотивационного процесса   ..................................... 43
Особенности мотивации деятельности   .................................. 46
Факторы, блокирующие активность и мотивацию................... 53
Современные подходы к проблемам мотивации    .................. 57
Цель и целеполагание   ...................................... 65
Интересы ............................. 74
Убеждения и мировоззрение  ................................................... 76
Установки   .......................... 79
Механизмы формирования мотивации   ..... 81
Перспективные проблемы мотивации в психологии  .............. 86
Основные подходы к проблеме направленности   ........................................ 89
Особенности и взаимосвязь личностной и профессиональной
направленности   .................................................. 93
Мотивационная сфера профессиональной деятельности   ........................ 96

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Общие указания   ...................................... 109
План работы над темой   ..................... 114
I.  Обсуждение основных теоретических положений по теме.................. 114
II.  Работа с качественными характеристиками типов направленности   ................................................ 116
Типология Е. Шпрангера .. 116
Типология Д. Голланда ..... 117
III. Работа с методиками диагностирования отдельных компонентов направленности   ................................................ 118
Вопрсник для определения доминирующего инстинкта (В.И. Гарбузов, Л.Д. Столяренко)  ......................................... 118
Диагностика степени удовлетворения основных потребностей...................... 127
Методика на выявление осознанности различных компонентов мотива (А.Б. Ермолаев, Е.П. Ильин)   ............. 129
Проективная методика определения основных тенденций и ценностей детей "Волшебный мир" (Н.Д. Игнатьева)   ..... 132
Методика мотивационных тенденций (В.А.Семиченко)  ...... 145
Методика предельных смыслов (МПС) ................................. 149
Общие характеристик направленности   . 160
Определение интро-экстраверсии   ........................................ 160
Шкала Дж. Роттера на уровень субъективного контроля (УСК) 162
Определение локализации контроля   .................................... 170
Диагностирование направленности на основе теста Т. Лири   . .174
Методика исследования ценностных ориентации (МИЦО)  . . .176
Методика изучения изменения ценностных ориентации   .... 180
Цветовой тест отношений (ЦТО)   ......................................... 181
Опросник на выявление осознаваемых и неосознаваемых мотивов ответственного поведения (М.В. Савчин)   ............. 185
Тест Д. Голланда на определение типа личности (по характеру направленности) ................ 187
Методика оценки оптимизма и активности личности ........... 189
Тест на жизненный оптимизм ................................................. 192
Шкала дисфункциональное (Вейсман, адаптация Д. Бернса) 196
Опросник "Самоактуализирующаяся личность" (А. Шостром) 201
Методики на выявление конкретных потребностей.................................. 218
Графический тест "Определение потребности в активности" (Е.П. Ильин)  ...................... 218
Методика "Диагностика потребности в поисках ощущений" (М.Цукерман)   .................. 220
Экспресс-метод диагностики потребностей на основе цветового теста Люшера   . 222
Методика "Познавательная потребность" (B.C. Юркевич) ... .223
Методика "Измерение художественно-эстетической потребности" (B.C. Аванесов) ................................................ 223
Методика "Потребность в общении" (Ю.М. Орлов)   .......... 225
Методика "Мотив власти" 278
Методики на выявление направленности личности в системе социальных отношений   ............ 228
Эгоцентрический ассоциативный тест (ЭАТ)  ....................... 228
Методика "Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" . .231
Методика на определение типа направленности личности (Т. Данилова)   ... 232
Методика "Исследование восприятия индивидом группы" (Е.В. Залюбовская)   ................................................. 235
Методика определения индивидуальной или коллективистической направленности личности  ................. 237
Методика Q-sort (В. Стефансон)    .......................................... 238
Тест на измерение мотивации достижения   .......................... 241
Выявление мотивов поведения с помощью тестов "Использование" и "Оценки"   .............................................. 247
Изучение мотивации одобрения (сокращенный вариант методики Д. Крауна и Д. Д. Марлоу)   ................................... 251
Вопросник Т. Элерса по оценке мотивации на избегание неудачи (склонности к самозащите)    ................................... 251
Методики оценки уровня притязаний    ... 254
Выявление уровня притязаний по методике Ф. Хоппе (с множественным набором заданий)   ................................... 256
Выявление уровня притязаний по методике Ф. Хоппе (с фиксированным набором заданий)   ................................... 258
Моторная проба Шварцландера (определение уровня притязаний)    ..................... 260
Связь уровня притязаний с самооценкой на основе теста "Комплекс неполноценности"   .............................................. 261
Тест "Комплекс неполноценности"   ..................................... 262
Тематический апперцептивный тест X. Хекхаузена   ............ 266
Методика "Потребность в достижении" (Ю. М. Орлов)   ..... 272
Опросник "MAC" (M. Кубышкина)   ...................................... 273
Методика исследования целевой направленности личности (Я.В. Васильев)    ..................................................... 275
Методики на выявление структуры мотивационной сферы и направленности  ............................................. 284
Методика "Диагностика мотивационной структуры личности" (В. Э. Мильман)    .................................................. 284
Методика "Выявление осознанности различных компонентов мотива"   ............................ 289
Методика "Конструктивность мотивации" ("КМ")     .......... 292
Изучение направленности личности с помощью ориентировочной анкеты (В. Смейкал и М. Кучер)    ........... 299
Тест юмористических фраз (ТЮФ)     ................................... 306
Методики на изучение особенностей целеполагания................................ 316
Методика "Измерение рациональности" ............................... 316
Вопросник для оценки мотивации к достижению цели (Т. Элерс)   ......................... 318
Методика "Мотивация успеха и боязнь неудачи" (А.А. Реан) . .320
Методика "Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере" . .321
Опросник "Структура мотивации"    ..................................... 323
Методики на диагностирование структуры интересов............................. 330
Анкета интересов   ............ 330
Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова .334
Методика "Структура интересов" ......................................... 335
Методика "Опросник профессиональной готовности" (Л.Н. Кабардова)    ............ 340
Опросник Йовайши  .......... 345
Методики на выявление мотивации учебной деятельности  ................. 349
Тест на определение актуальных мотивов деятельности (Т. Данилова)    .................. 349
Оценочная шкала направленности студента по совокупности показателей    .............................................. 352
Методика "Изучение мотивов учебной деятельности студентов" (А.А. Реан, В.А. Якунин)   ................................... 354
Методика "Пути мотивации деятельности студентов в учебном процессе"    ........ 355
Методика "Мотивация обучения в вузе" (ТИ. Ильина)    ..... 358
Методика "Направленность на приобретение знаний или отметку" (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова)    ............................ 361
Методика "Тройные сравнения" для изучения мотивов учения   .............................. 363
Методика "Изучение отношения к учению и учебным предметам" (Г.Н. Казанцева)................................................... 364
Отношение к учебным предметам (В.А. Семиченко)    ........ 366
Методика на выявление мотивационной структуры учебной деятельности школьника   ........................................ 368
Диагностика структуры мотивации учения методом незаконченных предложений   ................................................ 371
Методика изучения мотивации совместной учебной деятельности    ................... 372
Методики на выявление мотивов профессиональной деятельности   .373
Методика "Мотивы выбора профессии"   .............................. 373
Методика "Мотивы выбора деятельности преподавателя" (Е.П. Ильин)   ................................................ 374
Опросник "Профессиональная направленность учителя" (Е.И. Рогов)    ..................... 375
Определение направленности личности педагога   ............... 382
Структура направленности педагога (В.А. Семиченко)    ..... 384
Барьеры педагогической деятельности   ................................ 387
Методика "Выявление установок "труд — деньги" (О.Ф. Потемкина)............... 389
Методика "Определение трудоголика".................................. 390
Методика "Структура мотивации трудовой деятельности" (К. Замфир)   ................................................... 391
Оценка лояльности сотрудника к организации (Л.Г. Почебут) .393
Тест "Управленческая ситуация и направленность руководителя"  .................. 396
Работа над расширением диагаостических возможностей методик . .405
Примеры адаптации научных методик    ............................... 407
Pen-тест и возможности его применения для диагностики мотивационной сферы ....... 407
Применение метода семантического дифференциала (СД) при исследовании наркотических больных (А.А. Гребенюк)    ..411
Примеры работы над модификацией методик   .......................................... 412
Методика "Изучение мотивов занятий спортом"    .............. 412
Методика "Мотивы занятий спортом" (А. Шаболтас)    ....... 423
Методика "Мотивация выбора медицинской профессии"   .. . .433
IV. Выявление и оптимизация индивидуальных особенностей направленности   ................................................ 436
V.  Работа с фразеологическим мотивационным словарем   .................... 436
VI.  Моделирование педагогических ситуаций   .......................................... 445
VII.  Работа с психотехническими упражнениями и программами   .. .447
Повышение уровня осознания напряженности потребностных блоков (В.А. Семиченко)  . 447
Техника постановки целей (по Дж.Г. Скотт)   ........................ 452
Тренинг разработки целей С.Занюка "Как ставить перед собой цели и достигать их"   .................................................. 457
Упражнения на активизацию мотивационного потенциала   . . .462
Программа развития временні й перспективы и способности к целеполаганию (Н.Н. Толстых)   ......................................... 466
VIII.  Работа с таксономией педагогических целей    ................................ 474
IX. Самостоятельная работа с психологическими текстами   ............... 480
Литература.................................................... 482
Приложение  ... 483
Текст 1. Оллпорт Г.В. Личность в психологии (фрагмент)    ................... 483
Текст 2. Квинн В. Практическая психология (фрагмент)   .... 487
Текст 3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы (фрагмент)........... 510