Брофи, Питер. Современная библиотека учебного заведения / Питер Брофи ; пер. с англ. А.Б. Лисица, Е.В. Малявской ; науч. ред. пер. Я.Л. Шрайберг. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 307 с.: ил. — Доп. тит. л. англ.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие..... 13
Глава 1. В контексте высшего образования............................ 17
Введение........... 17
Краткий обзор развития институтов высшего образования.... 18
Старые университеты........................... 20
Развитие университетов в XIX веке..... 21
Народное образование: развитие институтов мастеровых..... 22
Доклад Роббинса и "новые университеты"............................ 23
Открытый университет......................... 24
Создание "двоичной" системы........... 25
Ограничения на количество ресурсов и расширение ресурсов:
создание единого сектора.................... 27
Новые направления: Доклад Диринга. 29
Белая Книга 2003 г............................... 31
Академия высшего образования.......... 32
Структуры университетов..................... 33
Финансирование и управление высшим образованием в Великобритании................................. 34
Преподавание и обучение................... 36
Научные исследования........................ 41
Качество высшего образования........... 43
Дальнейшее образование и Доклад Кеннеди.......................... 45
Обучение на протяжении всей жизни.. 46
Заключение....... 49
Библиография... 50
Дополнительное чтение....................... 51

Глава 2. История библиотек высших учебных заведений.......... 52
Введение........... 52
Библиотеки высших учебных заведений
в недавнем прошлом............................ 52
XIX век............... 55
Начало XX века. 56
Доклад Пэрри... 56
Расширение и консолидация: от Пэрри к Аткинсону.............. 58
Доклад Фоллетта.................................. 59
Библиотеки высших учебных заведений в 90-е годы XX века 67
Доклад Андерсона................................ 69
Сеть научных библиотек...................... 70
Заключение....... 72
Библиография.. 72
Дополнительное чтение...................... 73

Глава 3. Библиотека как часть учебного заведения............... 74
Введение.......... 74
Восприятие библиотек..,...................... 74
Предназначение библиотеки............... 75
Гибридные библиотеки........................ 80
Библиотечные услуги........................... 82
Информационные стратегии............... 84
Слияние.............. 85
Библиотечное сотрудничество............ 87
Заключение....... 89
Библиография.. 89
Дополнительное чтение....................... 90

Глава 4. Пользователи библиотеки учебного заведения...91
Введение.......... 91
Пользователи — кто они?.................... 92
Студенты............. 94
Аспиранты......... 97
Аспиранты-исследователи и научный преподавательский
состав................ 98
Преподавательский состав................... 99
Внешние пользователи.....................101
Дистанционное обучение.................102
Пользователи с особыми потребностями............................103
Оценка удовлетворенности пользователей.........................104
Информационные навыки................106
Заключение...109
Библиография...................................109
Дополнительное чтение...................110

Глава 5. Использование информационно-коммуникационных технологий                                               111
Введение........111
Цифровой контент..............................111
Инфраструктура доставки информации..................................113
Доклад Фоллетта................................115
Программа электронных библиотек...117
Распределенный национальный электронный ресурс.............123
Информационная среда JISC..............126
Службы обработки и передачи данных высших
учебных заведений..............................128
Шлюзы и порталы...............................134
Совместная работа: необходимость в стандартах ИКТ...........135
Заключение.....136
Библиография136
Дополнительное чтение......................137

Глава 6. Кадры...................................138
Введение.........138
Влияние электронных библиотек на штатных сотрудников.....142
Связи с учебными отделами................143
Обучение и развитие кадров...............144
Аттестация сотрудников......................146
Заключение.....147
Библиография148
Дополнительное чтение......................148

Глава 7. Управление ресурсами........149
Введение.........149
Определение капитальных ресурсов...150
Определение доходных ресурсов..............151
Управление бюджетами.......................153
Финансовый регламент........................158
Заключение.....160
Библиография160
Дополнительное чтение......................160

Глава 8. Управление ресурсами и организация доступа..161
Введение..........161
Управление фондами……………………………………………….....162
Каталогизация и метаданные............... 165
Отбор единиц для фонда..................... 166
Типы материалов.................................. 167
Оценка фондов 172
Консервация и сохранение................... 173
Очистка фондов................................... 176
Заключение...... 177
Библиография.. 178
Дополнительное чтение........................ 178

Глава 9. Здание вузовской библиотеки................................. 180
Введение......... 180
Подходы к проектированию библиотеки 182
Информационные технологии............... 186
Шум................. 187
Проектировка читательских зон............ 188
Указатели и знаки................................. 189
Здания особого назначения.................. 190
Заключение...... 190
Библиография.. 191
Дополнительное чтение........................ 191

Глава 10. Библиотечные системы..... 192
Введение......... 192
Разработка систем вузовской библиотеки................................. 193
Системы управления вузовскими библиотеками....................... 194
Стратегический план ИТ -систем.......... 206
Системная спецификация.................... 208
Приобретение системы........................ 209
Ввод системы в эксплуатацию.............. 210
Использование ИТ для предоставления услуг.......................... 210
Заключение...... 216
Библиография.. 216
Дополнительное чтение........................ 217

Глава 11. Система обслуживания................................... 218
Введение......... 218
Приобретение знаний: среда обучения.. 218
Справочная и справочно-библиографическая службы.............. 220
Доступ к информации........................... 222
Предметные службы............................ 223
Архивные и специальные коллекции..... 225
Пользователи с особыми потребностями.................................. 226
Заключение...... 229
Библиография.. 230
Дополнительное чтение........................ 230

Глава 12. Управление (менеджмент).............................. 232
Введение......... 232
Планирование.. 234
Управление изменениями...................... 236
Стиль управления................................. 238
Управление качеством.......................... 239
Заключение...... 241
Библиография.. 242
Дополнительное чтение........................ 242

Глава 13. Измерение эффективности............................ 243
Введение.......... 243
Эффективность библиотеки................. 244
Статистика....... 246
Методы измерения эффективности...... 248
Измерение эффективности в сетевой среде.............................. 250
Измерение качества услуг.................... 251
Бенчмаркинг.. 253
Сбалансированная система показателей.................................. 254
Заключение...... 255
Библиография.. 256
Дополнительное чтение........................ 257

Глава 14. Вопросы профессии.... 258
Введение.......... 258
Профессиональное поведение.............. 258
Профессиональные ассоциации........... 260
Открытый доступ и цензура.................. 263
Конфиденциальность, защита персональной информации и данных........... 264
Авторское право................................ 266
Плагиат............ 267
Ответственность перед будущими поколениями....................... 268
Заключение.... 269
Библиография 269
Дополнительное чтение.................... 270

Глава 15. Вузовская библиотека будущего........................... 271
Введение.......... 271
Технологические изменения: информационные ресурсы.. 271
Технологические изменения: системы доставки.................. 273
Виртуальные обучающие среды и виртуальный университет.... 275
Обучение на протяжении всей жизни................................... 278
Глобализация и регионализация....... 279
Заключение.... 280
Дополнительное чтение.................... 282
Список сокращений и акронимов...... 283
Указатель........ 297