Брофи, Питер. Современная библиотека учебного заведения / Питер Брофи ; пер. с англ. А.Б. Лисица, Е.В. Малявской ; науч. ред. пер. Я.Л. Шрайберг. - М.: Издательство "Омега-Л", 2009. - 307 с.: ил. — Доп. тит. л. англ. ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие..... 13 Глава 1. В контексте высшего образования............................ 17 Введение........... 17 Краткий обзор развития институтов высшего образования.... 18 Старые университеты........................... 20 Развитие университетов в XIX веке..... 21 Народное образование: развитие институтов мастеровых..... 22 Доклад Роббинса и "новые университеты"............................ 23 Открытый университет......................... 24 Создание "двоичной" системы........... 25 Ограничения на количество ресурсов и расширение ресурсов: создание единого сектора.................... 27 Новые направления: Доклад Диринга. 29 Белая Книга 2003 г............................... 31 Академия высшего образования.......... 32 Структуры университетов..................... 33 Финансирование и управление высшим образованием в Великобритании................................. 34 Преподавание и обучение................... 36 Научные исследования........................ 41 Качество высшего образования........... 43 Дальнейшее образование и Доклад Кеннеди.......................... 45 Обучение на протяжении всей жизни.. 46 Заключение....... 49 Библиография... 50 Дополнительное чтение....................... 51 Глава 2. История библиотек высших учебных заведений.......... 52 Введение........... 52 Библиотеки высших учебных заведений в недавнем прошлом............................ 52 XIX век............... 55 Начало XX века. 56 Доклад Пэрри... 56 Расширение и консолидация: от Пэрри к Аткинсону.............. 58 Доклад Фоллетта.................................. 59 Библиотеки высших учебных заведений в 90-е годы XX века 67 Доклад Андерсона................................ 69 Сеть научных библиотек...................... 70 Заключение....... 72 Библиография.. 72 Дополнительное чтение...................... 73 Глава 3. Библиотека как часть учебного заведения............... 74 Введение.......... 74 Восприятие библиотек..,...................... 74 Предназначение библиотеки............... 75 Гибридные библиотеки........................ 80 Библиотечные услуги........................... 82 Информационные стратегии............... 84 Слияние.............. 85 Библиотечное сотрудничество............ 87 Заключение....... 89 Библиография.. 89 Дополнительное чтение....................... 90 Глава 4. Пользователи библиотеки учебного заведения...91 Введение.......... 91 Пользователи — кто они?.................... 92 Студенты............. 94 Аспиранты......... 97 Аспиранты-исследователи и научный преподавательский состав................ 98 Преподавательский состав................... 99 Внешние пользователи.....................101 Дистанционное обучение.................102 Пользователи с особыми потребностями............................103 Оценка удовлетворенности пользователей.........................104 Информационные навыки................106 Заключение...109 Библиография...................................109 Дополнительное чтение...................110 Глава 5. Использование информационно-коммуникационных технологий 111 Введение........111 Цифровой контент..............................111 Инфраструктура доставки информации..................................113 Доклад Фоллетта................................115 Программа электронных библиотек...117 Распределенный национальный электронный ресурс.............123 Информационная среда JISC..............126 Службы обработки и передачи данных высших учебных заведений..............................128 Шлюзы и порталы...............................134 Совместная работа: необходимость в стандартах ИКТ...........135 Заключение.....136 Библиография136 Дополнительное чтение......................137 Глава 6. Кадры...................................138 Введение.........138 Влияние электронных библиотек на штатных сотрудников.....142 Связи с учебными отделами................143 Обучение и развитие кадров...............144 Аттестация сотрудников......................146 Заключение.....147 Библиография148 Дополнительное чтение......................148 Глава 7. Управление ресурсами........149 Введение.........149 Определение капитальных ресурсов...150 Определение доходных ресурсов..............151 Управление бюджетами.......................153 Финансовый регламент........................158 Заключение.....160 Библиография160 Дополнительное чтение......................160 Глава 8. Управление ресурсами и организация доступа..161 Введение..........161 Управление фондами……………………………………………….....162 Каталогизация и метаданные............... 165 Отбор единиц для фонда..................... 166 Типы материалов.................................. 167 Оценка фондов 172 Консервация и сохранение................... 173 Очистка фондов................................... 176 Заключение...... 177 Библиография.. 178 Дополнительное чтение........................ 178 Глава 9. Здание вузовской библиотеки................................. 180 Введение......... 180 Подходы к проектированию библиотеки 182 Информационные технологии............... 186 Шум................. 187 Проектировка читательских зон............ 188 Указатели и знаки................................. 189 Здания особого назначения.................. 190 Заключение...... 190 Библиография.. 191 Дополнительное чтение........................ 191 Глава 10. Библиотечные системы..... 192 Введение......... 192 Разработка систем вузовской библиотеки................................. 193 Системы управления вузовскими библиотеками....................... 194 Стратегический план ИТ -систем.......... 206 Системная спецификация.................... 208 Приобретение системы........................ 209 Ввод системы в эксплуатацию.............. 210 Использование ИТ для предоставления услуг.......................... 210 Заключение...... 216 Библиография.. 216 Дополнительное чтение........................ 217 Глава 11. Система обслуживания................................... 218 Введение......... 218 Приобретение знаний: среда обучения.. 218 Справочная и справочно-библиографическая службы.............. 220 Доступ к информации........................... 222 Предметные службы............................ 223 Архивные и специальные коллекции..... 225 Пользователи с особыми потребностями.................................. 226 Заключение...... 229 Библиография.. 230 Дополнительное чтение........................ 230 Глава 12. Управление (менеджмент).............................. 232 Введение......... 232 Планирование.. 234 Управление изменениями...................... 236 Стиль управления................................. 238 Управление качеством.......................... 239 Заключение...... 241 Библиография.. 242 Дополнительное чтение........................ 242 Глава 13. Измерение эффективности............................ 243 Введение.......... 243 Эффективность библиотеки................. 244 Статистика....... 246 Методы измерения эффективности...... 248 Измерение эффективности в сетевой среде.............................. 250 Измерение качества услуг.................... 251 Бенчмаркинг.. 253 Сбалансированная система показателей.................................. 254 Заключение...... 255 Библиография.. 256 Дополнительное чтение........................ 257 Глава 14. Вопросы профессии.... 258 Введение.......... 258 Профессиональное поведение.............. 258 Профессиональные ассоциации........... 260 Открытый доступ и цензура.................. 263 Конфиденциальность, защита персональной информации и данных........... 264 Авторское право................................ 266 Плагиат............ 267 Ответственность перед будущими поколениями....................... 268 Заключение.... 269 Библиография 269 Дополнительное чтение.................... 270 Глава 15. Вузовская библиотека будущего........................... 271 Введение.......... 271 Технологические изменения: информационные ресурсы.. 271 Технологические изменения: системы доставки.................. 273 Виртуальные обучающие среды и виртуальный университет.... 275 Обучение на протяжении всей жизни................................... 278 Глобализация и регионализация....... 279 Заключение.... 280 Дополнительное чтение.................... 282 Список сокращений и акронимов...... 283 Указатель........ 297 |