Д74
Дригайло В. Г.
Основы организации работы библиотеки вуза: научно-практическое пособие. - М.: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2007. - 624 с.


СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.........3
1-й РАЗДЕЛ. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА И БИБЛИОТЕКА...........5
Глава 1. Программы информатизации...........5
1.1. Окинавская Хартия глобального информационного общества...........8
1.2. Программа ЮНЕСКО «Информация для всех»...........10
1.3. Ойрашский манифест публичных библиотек...........15
1.4. Болонский процесс и библиотеки...........20
1.5. Корпоративные системы и объединения библиотек...........24
1.6. Национальные программы информатизации и библиотеки...........33
1.6.1. Национальная программа информатизации России..................33
1.6.2. Национальная программа информатизации Украины.........41
Глава 2. Профессиональные объединения библиотек. Ответственность библиотекаря и читателя.........43
2.1.Профессиональные библиотечные объединения..............43
2.1.1. Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА).........,.........43
2.1.2. Библиотечная ассамблея Евразии (БАЕ).........47
2.1.3. Российские библиотечные объединения..............48
2.1.3.1. Российская библиотечная ассоциация (РБА) ..............................48
2.1.3.2. Московская библиотечная ассоциация.........52
2.1.3.3. Петербургское библиотечное общество.........53
2.1.4. Белорусская библиотечная ассоциация (ББА)..............................54
2.1.5. Украинская библиотечная ассоциация (УБА).........55
2.2.Профессиональная ответственность библиотекаря, ответственность читателя и пользователя.........58
2.2.1. Профессиональная библиотечная этика.........59
2.2.2. Этика руководителя библиотеки...................61
2.2.3. Кодекс профессиональной этики библиотекаря.........61
Приложения
Россия. Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря.........63
Украина. Кодекс этики библиотекаря............63
Китай. Правила поведения и общения с читателями для работников Пекинской национальной библиотеки................64
Кодекс читателя (афоризмы).....................66
Кодекс библиотекаря (афоризмы).........67
Библиотекарь - человек читающий и «учитель наставляющий» (афоризмы) ..................68
2-й РАЗДЕЛ. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВУЗОВСКОЙ БИБЛИОТЕКИ.........70
Глава 3. Теория организации............70
3.1. Теория организации в системе наук........................................................70
3.2. Понятие и сущность организации............72
3.3. Современные направления теоретических разработок............73
3.4. Структурный подход к организации.................74
3.5. Организационная структура............76
3.6. Организационная культура.........78
3.7. Доверие.........81
3.8. Координация ..........84
3.9. Значение знаний для развития.........86
3.10. Развитие форм организации.........88
3.11. Новые требования к построению организаций............94
Глава 4. Библиотека как система.........98
4.1. Особенности функционирования вузовской библиотеки.........98
4.2. Библиотека как большая система обслуживания.........100
4.3. Анализ библиотеки с позиций системного подхода.........101
Глава 5. Закономерности и принципы организации работы и управления библиотекой.........106
5.1. Закономерности организации и управления..................106
5.2. Принципы организации и управления.........107
Глава 6. Элементы научных основ организации работы библиотеки.........109
6.1. Миссия библиотеки.........109
6.2.Концепция. Программа развития библиотеки .........112
Приложения
Концепция развития Научной библиотеки Южно-Уральского государственного университета на период до 2010 года (сокращенный вариант).........116
Концепция развития информационно-библиотечного обслуживания Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.........119
12 правил хорошего тона для научно-технических библиотек (выдержки из статьи).........122
6.3.Цели. Дерево целей.........123
Приложения
Дерево целей библиотеки, по материалам Стратегического плана Британской библиотеки на 1989-1994годы.........128
Дерево целей развития и деятельности Муниципального объединения библиотек (МОБ) г. Череповца.........129
6.4. Моделирование библиотеки.........130
6.5. Взаимосвязи.........140
6.6. Имидж библиотеки.........................................141
6.7. Web-сайт библиотеки.........145
6.8. Связи с общественностью..........151
6.9. Реклама библиотеки и в библиотеке..................156
Глава 7. НОТ в организации работы библиотеки.........164
7.1. Основные направления НОТ.........168
3-й РАЗДЕЛ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА.........171
Глава 8. Роль библиотеки в развитии информационной среды вуза.... 171
Глава 9. Библиотека и дистанционное образование.........176
Глава 10. Основные документы, регламентирующие деятельность библиотеки вуза.......................184
10.1. Конституция страны. Законы о культуре, о высшем образовании, о библиотеках и библиотечном деле.........185
10.2. Устав. Положение о библиотеке.........187
Приложение
Примерное положение о библиотеке высшего учебного заведения .... 191
10.3..........Положения о структурных подразделениях библиотеки.........195
Приложение
Положение об отделе комплектования.........199
10.4.Положения, правила, инструкции на основные технологические процессы..................204
10.5.Правила пользования библиотекой..................206
Приложение
Примерные правила пользования библиотекой высшего учебного заведения.........208
10.6. Правила внутреннего трудового распорядка .........211
10.7. Коллективный трудовой договор.........213
10.8. Квалификационные характеристики и квалификационные требования 215
Приложения
Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации (Извлечение).........218
Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по должностям работников культуры Российской Федерации (Извлечение).........221
Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям библиотечных работников Украины (Извлечение) .........221
10.9.Должностные инструкции сотрудников.........223
Приложения
Должностная инструкция главного библиотекаря.........228
Примерные функциональные обязанности главного библиотекаря .... 230
10.10. Штатное расписание.........231
10.11. Порядок финансирования..............233
Приложение
Приказе финансовом обеспечении деятельности библиотеки университета.........235
10.12.Смета библиотеки.........236
Глава 11. Структура библиотеки .........243
11.1. Общие сведения.........243
11.2. Организационная структура. Типовые и примерные структуры .........246
11.3. Структура отдела.........253
11.4. Проектирование организационной структуры ...........254
11.5. Совершенствование организационных структур.........256
Приложение
Структура вузовских библиотек II, III и IV групп по оплате труда............258
Глава 12. Организация технологических процессов .............260
12.1. Сущность библиотечной технологии..................260
12.2. Организация управления библиотечными технологиями.........267
12.3. Совершенствование библиотечных циклов и процессов .........263
12.4. Технологический аудит.........267
Глава 13. Организация работы отделов и служб библиотеки .........269
13.1. Общие вопросы организации работы отделов и служб.........269
13.2. Отдел комплектования.........273
13.3. Отдел научной обработки документов и организации каталогов .........276
13.4. Отдел информационной и справочно-библиографической работы. Отдел (служба) НТИ.........277
13.5. Отдел обслуживания читателей.........279
13.6. Отдел книгохранения.........281
13.7. Отдел маркетинга и инноваций.........282
13.8. Научно-методический отдел.........283
13.9. Отдел механизации и автоматизации библиотечно-информационных процессов.........285
13.10. Хозяйственный отдел.........287
Глава 14. Нормы и нормативы в организации работы библиотеки.........289
14.1. Общие вопросы.........289
14.2. Нормирование труда сотрудников............................292
14.3. Нормативы комплектования и списания документов и источников.........296
14.4. Нормативы и режимы организации сохранности, консервации и реставрации документов.........299
14.5.Нормативы организации обслуживания читателей.........301
14.6. Нормативные показатели и требования к проектированию вновь строящихся и реконструкции имеющихся зданий и помещений библиотек.........304
Глава 15. Создание комфортных условий работы для пользователей и сотрудников.........312
15.1.Учет требований комфортности на стадии проектирования и реконструкции зданий библиотеки...........312
15.2.Роль интерьеров и эстетики библиотеки в обеспечении комфортной среды.........316
15.3.Дизайн - один из важных элементов создания комфорта в библиотеке.........319
15.4. Роль этики взаимоотношений библиотекаря и читателя в обеспечении комфортной работы в библиотеке .........320
15.5. Внедрение современных технологий, качество и полнота услуг, культура и оперативность обслуживания, экономия времени пользователя как инструменты комфорта.........321
Глава 16. Планирование работы.........326
16.1. Система планов библиотеки......................326
16.2. Стратегическое планирование как основа организации стратегического управления библиотекой..............335
Приложение
Стратегический план развития Фундаментальной библиотеки Санкт-Петербургского политехнического университета на 2003-2013 годы.........337
16.3. Планирование бюджета рабочего времени.........340
16.4. Бизнес-план библиотеки.........343
Глава 17. Учет и отчетность............347
17.1. Учет библиотечной работы..........347
17.2. Составление годового отчета библиотеки ......... .........350
Приложение
Структура годового отчета о работе библиотеки вуза .........353
17.3.Виды годовых отчетов.........360
Глава 18. Библиотечная статистика .........362
18.1. Предмет и значение библиотечной статистики..........362
18.2. Основные этапы статистической работы .............363
18.3. Показатели библиотечной статистики.........364
18.4. Статистика сети вузовских библиотек .........370
18.5. Статистика обслуживания читателей.........370
18.6. Статистика книжных фондов.........371
18.7. Статистика библиотечных кадров.........373
Глава 19. ГОСТы системы СИБиД в работе библиотеки.........374
Приложение
Перечень стандартов системы СИБиД на 01.01.2005..............379
Глава 20. Правовые вопросы в организации работы библиотеки.........384
20.1. Правовое регулирование деятельности библиотек................384
20.2. Локальные нормативные акты библиотек.........388
20.3. Инструменты правового регулирования в библиотеке - стандартизация, сертификация, лицензирование, маркирование, аккредитация......................391
20.4. Библиотечная практика и авторское право.........396
Глава 21. Организация делопроизводства.........401
Глава 22. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников.........407
Глава 23. Экономика библиотечной деятельности .........414
23.1. Экономика библиотек: задачи и содержание.........414
23.2. Экономические ресурсы библиотек.........415
23.3. Содержание и организация хозяйственной деятельности библиотек.......417
23.4. Экономические показатели хозяйственной деятельности .........419
23.5. Экономический анализ библиотечной деятельности ...........420
Глава 24. Конфликты в библиотеке: предупреждение и разрешение ..421
24.1. Сущность и виды конфликтных ситуаций и конфликтов в коллективе ....421
24.2. Конфликты между руководством и сотрудниками библиотеки.........424
24.3. Межличностные и межгрупповые конфликты.........427
24.4. Конфликты при общении с читателями библиотеки.........430
Глава 25. Роль руководителя и аппарата управления в организации работы библиотеки.........435
Приложения
Должностная инструкция директора библиотеки................................440
Должностная инструкция заместителя директора библиотеки по научной работе.........444
Должностная инструкция ученого секретаря библиотеки.........448
Глава 26. Роль совещательных, коллегиальных органов читателей в организации работы библиотеки.........452
4-й РАЗДЕЛ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.........458
Глава 27. Маркетинг, фандрейзинг, лизинг, аутсортинг в хозяйственной деятельности библиотеки.........458
Глава 28. Методическая, научно-исследовательская и инновационная деятельность.....................467
28.1. Методическое обеспечение библиотечной деятельности...................467
28.2. Научно-исследовательская деятельность в организации работы библиотеки.........470
28.3.Инновационная деятельность.........476
Глава 29. Управление организацией знаний. Мониторинг, анализ и синтез деятельности библиотеки. Методика проверки деятельности.........481
29.1. Управление организацией знаний.........481
29.2. Методический мониторинг. Аналитическая деятельность в библиотеках...............485
29.3 Методика проверки деятельности библиотек вузов.........490
Глава 30. Внедрение в работу средств механизации, автоматизации, компьютерной и телекоммуникационной техники .........493
30.1. Внедрение механизации, автоматизации, АБИС.........493
30.2. Внедрение интернет-технологий.........497
30.3. Электронные библиотеки.........505
Приложение
Примерное положение об электронной библиотеке вуза................511
30.4. Электронные каталоги.........513
30.5. E-mail. Электронная почта.........514
30.6. Библиотечные телеконференции и чаты.........515
Глава 31. Работа с кадрами.........518
31.1. Система организации управления персоналом .........518
31.2. Подбор, расстановка, обучение и воспитание кадров в библиотеке.........519
Глава 32. Оценка качества работы библиотеки. Самооценка качества деятельности и услуг..................523
32.1. Международное руководство по измерению эффективности работы университетских библиотек.........523
32.2. Организация самооценки внутрибиблиотечных систем обеспечения качества деятельности и услуг.........530
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........537
ЛИТЕРАТУРА.........542
ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИМЕРЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ЗАПИСЕЙ.........606


Додаткову літературу за темою ви знайдете в ЕК бібліотеки за такими предметними рубриками:
- управління бібліотекою
- бібліопсихологія
- зовнішня реклама
- психотренінг